среда, 4 октября 2023 г.


 Лексическая тема:«Овощи»

1. Поговорите с ребенком об овощах.
Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в огороде, парнике, теплице.
Пусть ребенок перечисляет известные ему овощи.
2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много».
(Вы называете овощ в единственном числе, а ребенок - во множественном):

            огурец-огурцы,

кабачок-кабачки,

баклажан-баклажаны,

помидор-помидоры и т. д.


    3.Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». 
Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил салат из из капусты, какой это салат? Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.  
Например: салат из капусты – капустный салат, сок из моркови – морковный сок, икра из кабачков – кабачковая икра,
котлеты из картофеля – картофельные котлеты и т.д.


    4. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану          

План:

- Как называется этот овощ?

- Где он растет?

- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

-Что можно приготовить из него?

Например: Это помидор. Он растет в теплице или на грядке. Помидор красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.


Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:

огород, овощи, урожай, грядки, сорняк, капуста, картофель, свёкла, редиска, репа, лук, чеснок, фасоль, перец, тыква, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, томат, укроп, петрушка, салат, борщ, щи, салат, пюре, сок, начинка, пирог, витамины, лопата, грабли, нож, корзина, магазин, продавец

Глагольный словарь:

вырастить, срывать, выдёргивать, выкапывать, срезать, сажать, поливать, рыхлить, полоть, ухаживать, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, варить, солить, продавать

Словарь признаков:

овощной, свекольный, томатный и т.д., красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, спелый, толстый, крепкий, зрелый, свежий

Словарь наречий:

Вкусно, полезно, мелко, крупно

Лексико-грамматический строй речи

Дидактическая игра «Крупный-мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).

Дидактическое упражнение «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным: огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, крупный, вкусный…).

Дидактическая игра «Соберём урожай» (усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. – Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)

Дидактическая игра «Поварята» (употребление в речи относительных прилагательных: Я приготовлю овощной суп. – Я испеку капустный пирог и др.


Развитие связной речи

 

Составление описательных рассказов об овощах по схематичному плану (мнемотаблица).


Составление  рассказов по серии картинок



Развитие общей моторики 

Подвижная игра «Урожай" (координация речи с движением)

 

В огород пойдём, урожай соберём.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Мы морковки натаскаем

«Таскают».

 

И картошки накопаем.

«Копают».

 

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают».

 

Круглый, сочный, очень вкусный.

Показывают круг руками — 3 раза.

 

Щавеля нарвём немножко

«Рвут»

 

И вернёмся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.


Развитие мелкой моторики

Выкладывание из различных материалов (мозаики, гороха, шнурков и др.) контуров овощей.


Пальчиковая гимнастика  «Капуста» 

Мы капусту рубим,

Дети выполняют «рубящие» движения двумя руками.

Мы капусту трём.

Дети потирают ладони друг о друга.

Мы капусту режем,

Выполняют режущие движения

 ведущей рукой.

Мы капусту мнём.

Синхронно сжимают-разжимают кулачки обеих рук.

 

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий