Лексическая тема:«Овощи»
1. Поговорите с ребенком об овощах.
Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в огороде, парнике, теплице.
Пусть ребенок перечисляет известные ему овощи.
2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много».
(Вы называете овощ в единственном числе, а ребенок - во множественном):
Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил салат из из капусты, какой это салат? Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.
Например: салат из капусты – капустный салат, сок из моркови – морковный сок, икра из кабачков – кабачковая икра,
котлеты из картофеля – картофельные котлеты и т.д.
4. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
огород, овощи, урожай,
грядки, сорняк, капуста, картофель, свёкла, редиска, репа, лук, чеснок, фасоль,
перец, тыква, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, томат, укроп,
петрушка, салат, борщ, щи, салат, пюре, сок, начинка, пирог, витамины, лопата,
грабли, нож, корзина, магазин, продавец
Глагольный словарь:
вырастить, срывать,
выдёргивать, выкапывать, срезать, сажать, поливать, рыхлить, полоть, ухаживать,
созревать, собирать, мыть, чистить, резать, варить, солить, продавать
Словарь признаков:
овощной, свекольный,
томатный и т.д., красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный,
мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький,
сладкий, солёный, кислый, спелый, толстый, крепкий, зрелый, свежий
Словарь наречий:
Вкусно, полезно, мелко,
крупно
Лексико-грамматический строй речи
Дидактическая игра
«Крупный-мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным
значением).
Дидактическое упражнение
«Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным: огурец
какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, крупный, вкусный…).
Дидактическая игра
«Соберём урожай» (усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. –
Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)
Дидактическая игра «Поварята» (употребление в речи относительных прилагательных: Я приготовлю овощной суп. – Я испеку капустный пирог и др.
Развитие связной речи
Составление описательных
рассказов об овощах по схематичному плану (мнемотаблица).
Составление рассказов по серии картинок
Развитие общей моторики
Подвижная игра
«Урожай" (координация речи с движением)
|
В огород пойдём, урожай соберём. |
Идут по кругу, взявшись за руки. |
|
Мы морковки натаскаем |
«Таскают». |
|
И картошки накопаем. |
«Копают». |
|
Срежем мы кочан капусты, |
«Срезают». |
|
Круглый, сочный, очень вкусный. |
Показывают круг руками — 3 раза. |
|
Щавеля нарвём немножко |
«Рвут» |
|
И вернёмся по дорожке. |
Идут по кругу, взявшись за руки. |
Развитие мелкой моторики
Выкладывание из
различных материалов (мозаики, гороха, шнурков и др.) контуров овощей.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, |
Дети выполняют «рубящие» движения двумя руками. |
Мы капусту трём. |
Дети потирают ладони друг о друга. |
Мы капусту режем, |
Выполняют режущие движения ведущей рукой. |
Мы капусту мнём. |
Синхронно сжимают-разжимают кулачки обеих рук. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий